Житель государства обязан платить налоги на доход. Это касается и получения прибыли путем сдачи жилого помещения в наём. При уклонении от данной обязанности может быть назначен штраф за сдачу квартиры без уплаты налогов. Незаконная сдача квартиры в аренду – какова ответственность?

Действующее налоговое законодательство

Согласно нормам Налогового кодекса РФ, собственник, сдающий свою жилплощадь в аренду третьим лицам, обязан отдавать в бюджет государства часть получаемого дохода. Обязанность уплаты налога возникает автоматически — с момента получения первого арендного платежа.

Для граждан-резидентов России в 2019 г. ставка налога на прибыль составляет  13%. Нерезидентам — тем, кто  находится на территории РФ меньше в России 183 дней в году,  придется платить больше: 30% налога.

При сдаче жилой недвижимости в аренду собственник вправе выбрать 1 из 4 возможных способов налогообложения:

1. НДФЛ — 13%. Подразумевает, что владелец квартиры как частное лицо оформляет с арендатором договор найма, в котором будет определён размер ежемесячного платежа.
  2. Упрощенная система налогообложения — 6%. Основные положения содержатся в ст.346.20 НК РФ. Для этого арендодателю требуется оформиться в качестве индивидуального предпринимателя и выбрать упрощенную систему налогообложения. Его доходами будет считаться только арендная плата. При переходе на УСН 1 раз в квартал придется вносить авансовый платеж по налогу.
  3. Патент — 6%. Купив патент, владелец недвижимости рассчитывает сумму налога не от каждого платежа, а единовременно уплачивает 6% от среднего дохода, который планируется получить за год. Чтобы приобрести патент, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
  4. Налог для самозанятых. С 1 января текущего года арендодатели — частные граждане и ИП могут перейти на новый режим налогообложения. Для этого требуется оформиться как самозанятое лицо. Ставка сбора составляет 4%от доходов для физических лиц, и 6% — для ИП. Это указано в ст. 10 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Как видно из названия закона, пока данный налоговый режим находится в стадии эксперимента и распространяется лишь на 4 региона РФ: Москву и область, Калужскую область, республику Татарстан.

Обязанности налогоплательщиков

По закону, каждый арендодатель обязан уплачивать налог от сдачи квартиры. Для расчета суммы сбора владелец недвижимости самостоятельно предоставлять в ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи четко оговорён в НК РФ — не позже 30.04 года, следующего за отчетным периодом.

Если гражданин игнорирует свою прямую обязанность, на него наложат штраф —от 20 до 40% невыплаченной суммы. Единственный способ законно избежать налогообложения — оформить с жильцами соглашение безвозмездного пользования помещением.

Как налоговая узнает о сдаче квартиры в наем

У сотрудников ИФНС есть несколько информационных каналов.

Государственные учреждения

Узнать о нелегальной сдаче жилого помещения инспекторы могут через 2 ведомства:

1. МВД РФ – отдел миграции граждан.
  2. Росреестр.

Каждый иностранный гражданин, официально пересекший границу РФ,  попадает на миграционный учет. Правила пребывания на территории страны прописаны в нормативных актах, главным из которых является Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» №109. Правила миграционного учета утверждены постановлением Правительства РФ №9. В документе говорится о том, что каждый иностранец обязан подать в МВД сведения о регистрации по месту пребывания. Сотрудник ИФНС узнают адреса, по которым живут мигранты и посещают собственников с требованием заплатить налоги.

В Росреесте содержатся сведения о невидимости и ее владельцах. Если человека имеет в собственности 2 и более квартиры – это повод заподозрить, что одна из них сдается в наем.

Риэлтерские фирмы

Оформление арендного соглашения через специализированную фирму стоит денег. Поэтому многие собственники действуют в обход: находят с помощью риелтора жильцов и тайно сдают им недвижимость в наем. Узнав об обмане, сотрудники агентства недвижимости в отместку могут «сдать» арендодателя в ИФНС.

Иные источники

Соседи и сами арендаторы  — популярные источники информации для сотрудников ИФНС. Особенно опасны для собственника квартиросъемщики, с которым у него случился конфликт.

Участковые уполномоченные не стремятся выявить нелегальную сдачу квартир. Данный вид деятельности не входит в их должностные обязанности.

Куда обращаться, если собственники сдают жилье незаконно

Помимо ИФНС, пожаловаться на нелегальную сдачу квартиры можно в следующие инстанции:

1. Управляющая фирма. Главная задача данной организации — соблюдение порядка в многоквартирном доме. Сотрудник УК должны сообщать о фактах неправомерной аренды в ИФНС и миграционный отдел МВД. Однако на практике это случается нечасто.
  2. Участковый уполномоченный полиции. Сотрудник правоохранительных органов обязаны реагировать на любое обращение. Несмотря на то, что выявление незаконных наймов жилых помещение не является обязанностью участкового, он обязан провести проверку по заявленному ходатайству. При обнаружении нарушения собственникам выпишут штраф согласно ч.1 с. 19.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Сумма - от 1,5 до 2 тыс.руб.
  3. ГУВМ МВД. Сюда целесообразно жаловаться в случае, когда на жилплощади находятся выходцы из других государств.

Как пожаловаться в налоговую на арендодателя

На сегодняшний день предусмотрено 2 способа подачи жалобы в ИФНС:

• через официальный сайт;
  • путем личного обращения в ведомство.

Жалоба подается в письменном виде. Анонимные обращения не рассматриваются.

Минусы бездоговорных арендных отношений

Сдавая жилище в незаконный наём, следует тщательно взвесить все «за» и «против». У процедуры имеется лишь один значимый плюс — денежная экономия. А минусов гораздо больше:

1. Привлечение к административной или уголовной ответственности.
  2. Вероятность порчи имущества. Арендодатели могут испортить дорогую мебель или бытовую технику и не понесут за это никакой ответственности.
  3. Неожиданные  расходы и обман. Например, арендаторы могут не внести очередной платеж и тайно съехать из помещения, оставив долги. Другой вариант — использование квартиры не по назначению. Например, как рабочий офис.