Регистрация права собственности на квартиру в новостройке происходит по правилам регистрации недвижимости за некоторыми исключениями. Насколько скоро дольщик сможет зарегистрировать свое право, а значит прописаться в ней, получить налоговый вычет на ее покупку, продать, арендовать, зависит от того, как скоро застройщик пройдет все необходимые процедуры. Каков порядок регистрации квартиры в собственность в новостройке.

Оформление квартиры в собственность в новостройке

Оформление квартиры в собственность в новостройке подразумевает получение недвижимости по договору об участии в долевом строительстве, отношения в рамках которого урегулированы нормами специального федерального закона №214  «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» . Заключение подобного договора возможно до начала строительства и вплоть до ввода в эксплуатацию.

ДДУ не влечет автоматического возникновения права собственности на недвижимость, а является основанием для государственной регистрации такого права в будущем.

Регистрация права собственности происходит в федеральной службе «Росреестр», сведения заносятся в Единый государственный реестр недвижимости, который с 2017 года объединил и заменил Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Правила проведения процедуры изложены в тексте Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» №218.

Порядок, сроки и стоимость регистрации

Для регистрации необходимо собрать все необходимые документы и с ними обратиться в Росреестр. Принимать участие лично не обязательно. Допускается поручить это представителю по доверенности. Подать документы можно путем явки в офис Росреестра, предварительно записавшись на прием на сайте службы, в многофункциональных центрах, почтовым отправлением, в электронном виде, при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, или воспользовавшись выездным обслуживанием. В последнем случае за 1500-2000 рублей курьер приедет на дом, заберет пакет документов, предоставит расписку в его получении и назовет дату явки в офис службы для получения выписки из ЕГРН о праве собственности.

По правилам пункта 1 статьи 16 закона №218 «О государственной регистрации недвижимости» при подаче документов в Росреестр напрямую, регистрация осуществляется в недельный срок, при подаче через МФЦ — в 9 дней.

Во всех случаях проведения процедуры государственной регистрации права, в соответствии со статьей 17 закона №218, взимается государственная пошлина, размер которой, согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса, для граждан составляет 2 000 рублей. Если заявителей, претендующих на право собственности на часть квартиры, несколько, они оплачивают указанную сумму в равных долях.

Когда можно оформить право собственности

Оформить право собственности на квартиру в новостройке можно по окончании ряда предусмотренных законом процедур.

Во-первых, строительство должно быть завершено в сроки, указанные в ДДУ. Во-вторых, многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию по правилам статьи 55 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на ввод предоставляется органом, который выдал разрешение на строительство. Документ подтверждает, что постройка соответствует всем стандартам, требованиям, проектной документации, и является безопасной и пригодной для проживания. Согласно пункту 2 статьи 8 закона №214, застройщик может передать клиенту объект долевого строительство не ранее, чем получит разрешение на ввод в эксплуатацию.

В-третьих, застройщик составляет протокол о составе и распределении коммерческих и жилых площадей в новостройке. Первые этажи таких сооружений обычно отдаются под магазины, офисы и прочее. Затем привлекает сотрудников бюро технической инвентаризации для обмера площади, составления кадастрового паспорта и экспликации квартир. Необходимость этой процедуры обусловлена тем, что заявленные характеристики помещений зачастую не совпадают с фактическими. При выявлении этой разницы застройщик и дольщик должны прийти к соглашению о возврате застройщиком соразмерной части стоимости при «недостаче» по показателям, или наоборот к соглашению об оплате дольщиком «лишних» сантиметров.

После этого квартира может быть передана. Этот процесс оформляется актом приема-передачи или другим аналогичным документом, подписываемым после осмотра объекта. Согласно пункту 3 статьи 8 закона №214, произвести передачу ранее установленного договором срока застройщик может, только если соответствующее условие содержится в тексте ДДУ. Пункт 4 той же статьи обязывает застройщика уведомить дольщика о готовности объекта заказным письмом с описью вложения или лично под расписку не менее чем за месяц до даты сдачи, прописанной в ДДУ. У них есть две недели до и четыре после указанной даты для того, чтобы провести передачу.

При осмотре жилплощади рекомендуется проверить инженерные коммуникации, вытяжку, окна, двери, уровень искривления стен и полов, освещение и электрику, работу счетчиков.

Документы для оформления в собственность

Чтобы зарегистрировать право собственности на квартиру в новостройке, нужно собрать:

• заявление о регистрации;
  • оригинал и копии паспортов всех потенциальных собственников квартиры, а если они не достигли четырнадцатилетнего возраста — оригинал и копии свидетельств о рождении;
  • оригинал и копии ДДУ и всех дополнительных соглашений;
  • договор с банком и закладная — если недвижимость ипотечная;
  • акт приема-передачи жилья с подписями всех сторон в двух экземплярах;
  • оригинал и копии кадастрового паспорта и экспликации жилплощади, выданные БТИ;
  • разрешение органов опеки, если есть несовершеннолетние собственники;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Что делать, если застройщик не выдает документы

Если застройщик не выдает документы, требующиеся для регистрации права собственности, чем затягивает процесс, дольщик должен произвести действия по досудебному урегулированию проблемы. Они выражаются в направлении недобросовестной организации претензии с требованием предоставить необходимую документацию в определенный срок.

Если застройщик не отвечает на претензию в течение месяца или отказывается выполнить содержащиеся в ней требования, приложив указанные документы, можно направлять в суд исковое заявление.

Закон №214 указывает, что вопросы, не урегулированные им, подпадают под сферу действия законодательства о защите прав потребителей. На основании пункта 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, дольщик сам может выбрать, в какой суд подать иск: по месту нахождения застройщика, по своему месту жительства или по месту нахождения объекта долевого строительства.