Если страховая не выплачивает компенсацию по автогражданке пострадавшему и отказывается оплатить восстановительный ремонт, она нарушает закон. Недоплата по ОСАГО может быть обоснована, но в таком случае страховщик обязан уведомить водителя о причинах частичной или полной невыплаты компенсации. Что делать и куда обращаться, когда страховая компания не выплачивает деньги по ОСАГО?
Страховая компания не выплачивает деньги по ОСАГО
В качестве надлежащего исполнения обязанностей страховщика п. 2 ст. 16.1 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» признает:
- выплата пострадавшему водителю страховой компенсации по нанесенным повреждениям;
- выдача в установленные законом сроки восстановленного автомобиля.
Обратите внимание!
По ст. 12 ФЗ №40, Страховая компания имеет 20 дней после приема заявления от страхователя на его рассмотрение, проведение оценки понесенного ущерба, при необходимости экспертизы и принятия итогового решения о:
- выплате компенсации в том числе в порядке прямого возмещения;
- выдаче направления на проведение восстановительного ремонта;
- направлении пострадавшему водителю отказа в возмещении в письменном виде.
С согласия страховой, пострадавший водитель вправе проводить самостоятельный ремонт ТС в СТО, с которым у страховщика нет договоренности. В таком случае направление на ремонт выдается в 30-дневный срок после обращения - п. 15.3 ст. 12 ФЗ № 40.
Обратите внимание!
В случае пропуска указанных сроков и неполучения от страховщика ответа, абз. 2 п. 21 ст. 12 ФЗ № 40 дает водителю право требовать уплату неустойки в размере 1% от страховой суммы за каждый день просрочки. При несоблюдении сроков для направления мотивированного отказа сумма неустойки определяется в размере 0,05% за каждый день просрочки.
Основания для отказа в страховых выплатах
Если страховщиком принято решение не выплачивать компенсации, он обязан уведомить водителя в письменном виде с указанием причин такого отказа. Основанием недоплачивать деньги могут послужить в том числе такие обстоятельства:
- непредоставление в установленные сроки страховщику автомобиля для осмотра или проведения экспертизы. Водитель обязан сделать это в 5-дневный срок по требованию СК;
- проведение восстановительного ремонта или утилизация остатков ТС проведены до осмотра повреждений страховщиком;
- по представленным пострадавшей стороной материалам нет возможности достоверно определить факт страхового случая и размер ущерба;
- водитель обратился в страховую компанию с нарушением сроков;
- водитель приобрел недействительный или поддельный полис ОСАГО;
- инсценировка аварии с целью получения страхового возмещения.
Что делать, если страховая не платит ОСАГО
Если страховщик в письменном виде отказал в выплате компенсации либо реакции на заявление о возмещении в установленные сроки не последовало или произошла недоплата заявленной суммы, рекомендуем придерживаться такого порядка:
- Проведение независимой экспертизы причиненного ущерба. Страхователь самостоятельно организует такую экспертизу в случае недостижения согласия с СК относительно величины ущерба (п. 13 ст. 12 ФЗ № 40).
- Направление в адрес СК письменной претензии с требованием исполнить обязательства по договору страхования и выплатить компенсацию (п. 1 ст. 16.1 ФЗ № 40).
- Если ответа не последовало или он неудовлетворителен – подготовка и подача искового заявления в суд.
- Направление жалобы в Центробанк, осуществляющий надзор над деятельностью страховщиков, Роспотребнадзор, прокуратуру и РСА. Жалобы направляются в свободной форме и рассматриваются в месячный срок.
Досудебная претензия в страховую компанию при невыплате по ОСАГО
Законом предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров со страховщиком по ОСАГО. При наличии спора пострадавший водитель обязан сначала направить водителю письменную претензию с указанием в ней своих требований.
Претензия составляется в свободной форме в соответствии с п. 5.1. Правил, утв. Положением ЦБ № 431-П. В ней необходимо указать:
- наименование и иные данные страховой компании;
- ФИО, адрес и контактные данные заявителя;
- требования к СК с подробным описанием обстоятельств, которые послужили причиной для подачи заявления;
- расчетный счет в банке, на который заявитель требует перечислить компенсацию по полису ОСАГО;
- ФИО, подпись выгодоприобретателя.
К претензии прилагаются оригиналы или заверенные копии документов о ДТП или экспертизе, если ранее они не были представлены страховщику. Документ направляется по почте с описью вложений и уведомлением о получении. Вручается под подпись представителю СК или направляется иным способом, позволяющим зафиксировать дату его подачи. Рассмотрение претензии осуществляется в 10-дневный срок.
Особенности процедуры подачи иска в суд на страховую компанию
Если ответа не последовало или страховщик отказался платить, рекомендуется подавать судебный иск к страховщику. В судебном порядке водитель вправе взыскать полную сумму компенсации, неустойку в указанном размере, моральный вред по ст. 15 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» и штраф в размере 50% от суммы, которую страховщик отказался доплачивать пострадавшей стороне.
Обратите внимание!
Так как в рамках указанных отношений страхователь признается потребителем, он вправе:
- подать иск в суд по адресу своего проживания или месту исполнения договора;
- не уплачивать госпошлину за иск, если сумма требований не превышает 1 млн рублей.