Если страховая занижает сумму выплаты компенсации по ОСАГО, потерпевший водитель вправе обжаловать размер возмещения. Для этого необходимо провести самостоятельную экспертизу и следовать порядку, предусмотренному законом. Что делать, если не согласен с выплатой по ОСАГО, куда обращаться и как оспорить выплату по ОСАГО?

Не согласен с суммой выплаты по ОСАГО

Водители, являющиеся пострадавшими в ДТП, вправе воспользоваться правом на страховое возмещение полученного вреда. В этих целях они обращаются к страховщику, который в 5-дневный срок, согласно п. 10 ст.12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО», должен осмотреть поврежденное имущество и при невозможности определить сумму ущерба или недостижении согласия со страхователем, должен провести экспертную оценку. Ее проводят оценщики, заключившие договор с СК.

На основании этого заключения и рассчитывается выплата по ОСАГО, если есть основания для такой выплаты в денежной форме, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 ФЗ № 40. В других случаях страховщик обязан произвести за свой счет восстановительный ремонт поврежденного ТС. Расчет составляется в письменной форме, после его составления страховщик ознакамливает водителя с ним.

Страхователь не обязан соглашаться с выводами СК и суммой рассчитанного страхового возмещения. Свое несогласие он вправе выразить в виде заявления на имя страховщика с указанием на намерения оспаривать заявленную сумму компенсации.

Что делать, если страховая занизила суммы выплат по ОСАГО

Главное, что должен сделать несогласный с выводами страховой компании владелец ТС – это организовать повторную независимую экспертизу. Она позволит подтвердить несоответствие расчета СК стоимости реального ущерба. О намерениях провести повторное исследование рекомендуется уведомить страховщика.

Организация повторной экспертизы возлагается на водителя, пожелавшего оспаривать выводы СК. Она проводится в любой экспертной организации или у частного техника-эксперта, прошедшего профессиональную аттестацию и внесенного в специальный государственный реестр.

Выбранному эксперту подается заявление, в котором необходимо указать:

• цели, для которых проводится повторная экспертиза;
  • данные страховщика, по спору с которым проводится экспертиза;
  • вопросы, на которые техник должен дать исчерпывающие и однозначные ответ.

По результату заявителю выдается заключение эксперта с расчетом реальной суммы ущерба.

Расходы на проведение повторной экспертизы, в случае ее принятия, должны быть покрыты страховым возмещением - п. 14 ст. 12 ФЗ № 40.

Почему могут занизить сумму выплат по ОСАГО

Заниженная на первый взгляд сумма в реальности может быть объективной.

Страховая компания по закону не имеет права определять размер компенсации ниже, чем сумма реального ущерба или сумма восстановления ТС до состояния на момент аварии.

При этом стоит учитывать, что методика расчета возместительной суммы предполагает учет естественного износа деталей, узлов и агрегатов, имевшего место на момент столкновения. Сам же расчет расходов определяется исходя из средних цен на ремонтные услуги, сложившихся в регионе. Все это может снизить сумму подлежащей выплате компенсации по сравнению с той, которую ожидает пострадавший водитель.

Сумма компенсации может быть ниже стоимости ремонта, если стоимость восстановления ТС превышает:

• сумму максимального страхового возмещения в 400 тыс. рублей - п. б ст. 7 ФЗ № 40;
  • сумму максимального возмещения в 100 тыс. рублей - п. 4 ст. 11.1 ФЗ № 40, если ДТП оформлено без сотрудников полиции.

Куда обращаться, если не согласен с суммой выплат по ОСАГО

После получения экспертного заключения, по выводам которого сумма компенсации о СК значительно ниже стоимости реального ущерба, пострадавшему в ДТП водителю необходимо обратиться:

1. К страховщику с претензией в свободной форме, где он указывает реальный размер нанесенного ущерба по результатам экспертизы и требует доплатить сумму компенсации.
  2. Если ответа не последовало – подать жалобы в РСА, Центробанк, Роспотребнадзор и прокуратуру.
  3. Параллельно страхователь вправе подготовить и подать иск в суд.

Как оспорить сумму выплаты по ОСАГО

Оспорить размер выплат по ОСАГО страхователь может исключительно в суде. Однако предварительно, перед подачей иска, ст. 16.1 ФЗ № 40 обязывает водителя обратиться к страховщику с заявлением в претензионном порядке.

Для этого необходимо направить в адрес СК письменную претензию с указанием на проведенную экспертизу, на размер понесенного ущерба и с требованием выплатить разницу. Претензия составляется в свободной форме в соответствии с п. 5.1. Правил, утв. Положением ЦБ № 431-П. Если в 10-дневный срок ответа не последовало или он не удовлетворяет страхователя, тот вправе обратиться с иском в суд.

В судебном порядке водитель вправе взыскать недоплату по компенсации, неустойку в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки выплаты, моральный вред (ст. 15 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей») и штраф в размере 50% от суммы, которую страховщик отказался доплачивать пострадавшей стороне.

Иск подается в мировой или районный суд по адресу проживания истца, ответчика или месту исполнения договора по выбору заявителя. При этом он вправе не уплачивать госпошлину за иск, если сумма требований не превышает 1 млн рублей - ст. 17 ФЗ № 2300-1 “о ЗПП”.

В суде водителю необходимо представить доказательства своей правоты, в том числе:

• копию договора страхования;
  • расчет суммы компенсации, сделанный СК;
  • экспертное заключение независимой экспертизы;
  • копию претензии, направленной страховщику;
  • копию ответа на претензию.

Если независимая экспертиза окажется объективной, суд вынесет решение в пользу водителя и обяжет страховую выплатить не только компенсацию, но и неустойку, штраф и моральный вред.