Судебный приказ – это разновидность судебного акта, выносимого по неоспоримым требованиям в упрощенном порядке. Так как выносится такой акт упрощенно, то и отмена судебного приказа о взыскании задолженности осуществляется без дополнительных оснований. Заинтересованному лицу достаточно представить возражения относительно исполнения судебного приказа, после чего судья обязан будет его отменить.

Основания отмены приказа

Приказное производство предполагает вынесение решений по бесспорным требованиям, потому проходит в упрощенном порядке – без вызова сторон в суд, заслушивания их позиций и аргументов, и в целом  без проведения судебного разбирательства. Лицо, к которому предъявлено требование, узнает о принятии решения лишь после получения копии судебного приказа. После этого у него есть два варианта поведения – начать исполнять удовлетворенное судом требование либо возразить против него.

Согласно ст. 129 Гражданского процессуального кодекса, чтоб добиться отмены приказа, достаточно направить в течение срока для его оспаривания письменные возражения в адрес суда, вынесшего приказ. В документе должнику придется указать причины и основания, по которым он считает требования взыскателя неправомерными. Конкретное основание зависит от конкретного случая и сложившейся ситуации. Например, завышена сумма долга, обязательство уже исполнено, неправомерно насчитана пеня либо завышен размер запрошенных алиментов. Причиной может стать и любая другая формальная причина, без спора относительно существа требования. В целом основанием для отмены приказа можно считать его вынесение:

• в отношении ненадлежащего лица, не являющегося должником;
  • на основании поддельных, недействительных документов либо документов, содержащих недостоверную информацию;
  • по требованию, которое нельзя считать бесспорным либо его установление требует вызова в суд третьих лиц;
  • на основании ошибочных расчетов.

Но для суда это ключевого значения не имеет, он обязан отменить вынесенный ранее приказ независимо от причин, которыми свой отказ мотивировал должник. Такое решение обжалованию не подлежит, но это не лишает взыскателя возможности снова обратиться для защиты своих прав в суд, но уже в исковом порядке. Если

Предусмотренные сроки

Одно из обязательных условий отмены приказа – соблюдение сроков. Согласно ст. 128 ГПК, копия судебного акта направляется должнику незамедлительного после его вынесения. С момента, когда он его получит, у него есть 10 суток для направления возражений в суд. 10-дневный срок начинает истекать со дня, в котором лицо получит заказное письмо из суда на почте. Если направить возражения по истечении этого срока, они не будут взяты во внимание, приказ вступит в силу и будет направлен на исполнение.

Если должник узнал о вынесении приказа уже после его вступления в силу – на этапе исполнения, и у суда нет документальных подтверждений того, что должник получил судебный приказ на почте, это является основанием для восстановления срока на возражения и отмены судебного приказа уже после его передачи на исполнение. В таком случае суд отзывает исполнительный документ из ФССП либо иного места его исполнения.

Как составить возражение

Законодательство не предусматривает требований к форме и содержанию возражения, потому оно составляется письменно в свободной форме с учетом общепринятых правил деловой переписки и составления процессуальных документов. Так как требования к его содержанию отсутствуют, все возражение может быть сведено к предложению с просьбой отменить приказ. Но учитывая важность документа, в нем рекомендуется всегда указывать:

• наименование суда, в который направляется;
  • Ф.И.О., адрес, контакты заявителя;
  • реквизиты дела, по которому вынесен приказ, номер и дата его вынесения;
  • суть удовлетворенного приказом требования взыскателя, присужденная сумма;
  • несогласие с удовлетворенным требованием, причины, которыми должник обосновывает свое несогласие;
  • просьба отменить приказ;
  • перечень приложенных документов при наличии;
  • дата, подпись.

Возражение подается в суд лично либо направляется по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Срок будет соблюден, даже если должник направит возражение до истечения 10 дней, но поступят они в суд уже после их истечения.

Образец возражения на судебный приказ о взыскании задолженности

Ознакомиться с образцом возражения можно тут.

Что происходит после отмены судебного приказа

После получения возражений от должника судья отменяет приказ и выносит об этом определение. Оно направляется и должнику, и взыскателю в 3-дневный срок после его вынесения. В нем же суд разъясняет взыскателю, что отмена приказа не лишает его возможности и далее защищать свои права путем повторного обращения в суд, но уже с исковым заявлением.

Если взыскатель пользуется этой возможностью и подает иск, суд назначает новое судебное разбирательство, которое будет проходить с вызовом сторон в суд, опросом, отбиранием объяснений, изучением документов и доказательств, вызовом свидетелей и с прочими обязательными этапами. Для защиты своих прав в исковом производстве должнику потребуются более серьезные аргументы, чем нежелание исполнять решения, письменные доказательства и в целом более серьезный подход.

Если суд удовлетворит иск заявителя, а решение вступило в силу, исполнительный лист будет направлен в ФССП, которая будет осуществлять принудительное исполнение решение. Отменить такое решение можно только до вступления в силу при наличии веских оснований.