Патент на работу – это разрешительный документ для трудоустройства иностранных граждан, находящихся в России в безвизовом порядке. Он оформляется на определенный срок и может быть продлен, а затем и переоформлен. Если негражданин не получает нового разрешительного документа, он должен осуществить выезд из страны сразу после того как патент закончился. Что делать в такой ситуации, и какие документы для продления патента потребуются?
Что делать, если закончился патент
Трудовой патент разрешает иностранцам работать в России без каких-либо дополнительных документов, а также продляет срок их разрешенного нахождения в РФ. Как только патент заканчивается, иностранцы обязаны выезжать за пределы РФ, согласно ст. 5 Закона № 115 «О противодействии легализации...».
В соответствии с п. 5 ст. 13.3 Закона № 115, трудовой патент может быть выдан негражданину РФ, прибывшему в РФ на безвизовой основе, на срок от 1 месяца до 1 года.
Как только его действие будет заканчиваться, работник может неоднократно продлять разрешение на период до 1 месяца, пока совокупный срок его действия не достигнет 1 года. Для этого ему достаточно уплачивать НДФЛ в виде авансовых платежей, после чего патент будет продлеваться на новый месяц, куда-либо обращаться для этого дополнительно не нужно.
Если иностранец намерен продолжать работу на российской территории по истечении первых 12 месяцев, он может переоформить разрешение. Оформить второй патент необходимо заблаговременно – это нужно сделать не позже, чем за 10 суток до срока окончания первичного разрешения. Новый патент также может быть выдан на период 1 месяц с возможностью его неограниченного продления до совокупного срока в 1 год. После окончания повторного патента возможность его нового переоформления исключается, и допускается лишь после повторного въезда на территорию РФ.
Куда обращаться для переоформления
Согласно п. 9 ст. 13.3 Закона № 115, переоформление разрешения осуществляется в территориальном подразделении ГУВМ МВД по адресу регистрации негражданина в регионе, где он намерен продолжать свою трудовую деятельность. Иностранец обращается в миграционный орган лично, порядка удаленной подачи либо подачи документов через МФЦ не предусмотрено. В некоторых регионах могут быть созданы специальные организации по содействию мигрантам. Например, в Москве это ГБУ Многофункциональный миграционный центр, но он оказывает услуги на платной основе.
Документы для оформления нового патента
Комплект документов, необходимый для переоформления, определен п. 9 ст. 13.3 Закона № 115. Согласно ему заявителю потребуется представить:
- заявление, бланк которого можно скачать на сайте МВД;
- загранпаспорт заявителя или иной удостоверительный документ;
- миграционную карту, где в качестве целей въезда указано трудоустройство, а также имеется пограничная отметка о въезде;
- квитанция о внесении авансовой суммы НДФЛ за период действия, который запрашивается при оформлении нового разрешения;
- полис ДМС, действующий в РФ на период запрашиваемого действия патента либо договор на оказание медпомощи медицинской организацией, расположенной в регионе, где негражданин намерен работать;
- сертификаты об отсутствии ВИЧ/СПИД, заболевания наркоманией и иных опасных инфекций;
- сертификат о прохождении языкового экзамена либо иной документ, признаваемый в этом качестве, например, аттестат советской школы либо школы того государства, где русский язык признан на государственном уровне;
- ходатайство от работодателя с просьбой выдать заявителю разрешительный документ на новый срок;
- трудовой или иной договор, на основании которого негражданин будет осуществлять в РФ трудовую функцию либо оказывать услуги.
Порядок переоформления
Процедура переоформления будет включать в себя следующие этапы:
- Сбор и подготовку пакета документов.
- Оплату авансового платежа за НДФЛ на срок от одного месяца после момента переоформления разрешения.
- Обращение в территориальный отдел ГУВМ МВД по месту миграцучета не позднее, чем за 10 дней до истечения срока первичного документа.
- Подача и регистрация документов, получение расписки с описью принятых бумаг, датой их приема и Ф.И.О. должностного лица, которое их приняло.
- Ожидание принятия решения. Срок рассмотрения документов составляет не более 10 суток с момента их регистрации.
- Получение патента либо уведомления об отказе в его получении. Согласно п. 10 ст. 13.3 Закона № 115, отказ допускается лишь если заявитель не представил обязательных документов либо пропустил сроки их подачи. Отказ по иным причинам можно считать неправомерным, он может быть обжалован вышестоящему руководству подразделения ГУВМ либо в суде.