Законодательством о защите прав потребителей определен перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену. Это правило действует лишь в отношении продукции без дефектов. Если товар некачественный, действуют иные инструменты, направленные на защиту потребителя. Право на возврат зависит от качества товара, его характера и технической сложности. Какие товары не подлежат возврату, что можно вернуть продавцу и в каких случаях?
Правила возврата и обмена
Статья 25 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» – ЗОЗПП, позволяет покупателю в 2-недельный срок с момента приобретения вернуть реализатору купленное изделие, если оно не подошло ему по цвету, модели, составу, размерам и иным метрикам, потребовав взамен аналогичное изделие, подходящее по требованиям покупателю. Это возможно при условии, что:
- продукция не эксплуатировалась;
- изделие сохранило первоначальный вид;
- сохранены потребительские качества;
- не были сорваны пломбы и иные доказательства неиспользования;
- предъявитель товара представил квитанцию или иной документ, подтверждающий покупку.
Утрата квитанции не лишает возможности заявителя реализовать свое право, он может подтвердить факт купли-продажи словами свидетелей.
Если на день обращения покупателя к реализатору у последнего нет в распоряжении похожего товара подходящего требованиям покупателя, потребитель может требовать расторжения сделки и возврата денег. По договоренности они могут отложить обмен до поступления подходящего продукта в продажу, но покупатель имеет права отказаться от этого и потребовать денег.
Можно ли обменять продовольственный продукт
Закон не предусматривает возможности обмена товаров продовольственного назначения, если соблюдены требования к их качеству. Если они некачественны, обменять можно любой продовольственный продукт.
Непродовольственные изделия, которые нельзя обменять
Законодательство предусматривает список изделий, которые нельзя вернуть или обменять в 2-недельный срок, даже если они не подошли требованиям покупателя. В него включены:
- санитарно-гигиенические изделия, предназначенные для профилактики, лечения и ухода, лекарства;
- расчески, щетки и другие предметы гигиены;
- косметика и парфюмерия;
- текстиль, отделочные материалы, ковролин и иные товары, которые отпускаются на метраж;
- чулки, носки, белье;
- бытовая химия, удобрения, препараты для растений;
- предметы мебели;
- драгоценности;
- авто-, вело- и мототранспорт;
- оружие и боеприпасы;
- письменные носители информации, в том числе непериодическая публицистика.
Некачественные изделия
Если в товаре обнаруживается дефект, не оговоренный продавцом и возникший до купли-продажи либо по причине, которая имела место до совершения сделки, возможности обмена расширяются. Согласно п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1, в этом случае покупатель может выбрать один из вариантов:
- обменять изделие на такое же, либо такой же или иной марки, имеющее подходящие потребительские характеристики с соответствующим пересчетом цены;
- требовать соответствующего дефекту снижения стоимости изделия;
- требовать немедленного проведения гарантийного ремонта;
- вернуть изделие реализатору и требовать возврата денег обратно.
Срок, в течение которого можно предъявить такое требование, равен сроку действия гарантии либо годности продукта — ст. 19 Закона № 2300-1.
Возврат только в течение 2 недель
Исключение из этого правила сделано в отношении технически сложных изделий. Потребовать их возврата или обмена в случае выявления дефектов можно только в 15-дневный срок после сделки, далее — только ремонт либо снижение его стоимости. После 15 дней обменять или вернуть сложный продукт можно только если:
- выявлен существенный дефект — который нельзя устранить либо его устранение несоразмерно ценности изделия;
- нарушены сроки гарантийного ремонта — максимум 45 дней;
- вследствие постоянных гарантийных ремонтов покупатель не может использовать купленное изделие совокупно в течение месяца на протяжении гарантийного года.
Сложными изделиями, согласно Постановлению Правительства № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», признаются:
- авиатехника, авто и мототранспорт;
- сельскохозяйственный, водный транспорт, снежная техника;
- системы спутниковой связи, навигаторы, телевизоры, ПК, и прочая электроника;
- предметы ботовой и кухонной техники;
- часы и иное электронное оборудование.
Если отказали в возврате
В случае отказа в законно требовании потребителя последний может обратиться к реализатору с письменной претензией. Параллельно можно направить жалобу в:
- Роспотребнадзор.
- районную прокуратуру.
- общество защиты прав потребителей.
Требования о возврате и обмене должно быть выполнено в 10-дневный срок. Если продавец и далее игнорирует законные требования, покупатель может потребовать от прокурора подачи иска в суд либо может подать такой иск на продавца самостоятельно. В нем он может потребовать не только уплаченных за товар денег, но и возмещения морального ущерба, а также пени, в размере 1% от стоимости спорного изделия за каждый просроченный день после 10 суток с момента обращения. Согласно ст. 23 Закона № 2300-1, стоимость спорного изделия определяется на день удовлетворения заявленного покупателем требования либо день удовлетворения требований покупателя в суде.