Претензия в управляющую компанию – разновидность обращения в организацию, ответственную за содержание общедомового имущества. Она используется в случаях, когда УК не исполняет возложенные на нее обязательства и функции. В документе излагается суть нарушенного обязательства, а также причины, по которым они должны быть исполнены. Претензия является примером досудебного урегулирования спора, если реакции на нее не последует жильцы могут обратиться в суд. Как выглядит образец заявления в управляющую компанию?
Обязанности управляющей компании
Перечень функций, которые обязана исполнять УК в рамках содержания общедомового имущества:
- убирать подъезды, придомовую территорию;
- поддерживать в работоспособном состоянии инженерные коммуникации, готовить их к сезонному использованию, проводить ремонтные работы;
- проводить текущий ремонт общих помещений, оборудования;
- ремонтировать фасад, крышу, лестничные площадки, лестницы и прочие конструктивные элементы, устранять иные дефекты;
- содержать лифтовое оборудование, осветительные приборы, антенные усилители, иное оборудование многоэтажки;
- организовывать предоставление коммунальных услуг, расчет коммунальных платежей для жильцов, заключать соглашения с коммунальщиками и т.д.
Исчерпывающий перечень обязательств конкретной УК, периодичность их исполнения и качественные показатели определяется договором с УК, утверждаемым общедомовым собранием.
Основания для написания заявления
Если что-либо из оговоренных договором обязанностей УК не исполняется, исполняется не должным образом либо качество исполненных работ вызывает претензии, это может стать основанием для обращения жильцов в УК. Поводом для претензии может стать:
- непроведение ремонта фасада, наличие множественных трещин, сколов, нарушений конструкции дома;
- неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций, протечки в подъезде, неисправности канализации, поломки лифтового оборудования;
- захламление технических помещений, невывоз мусора с придомовой территории, замусоривание контейнерных площадок и камер;
- непроведение влажных уборок лестниц, лестничных площадок, технических помещений МКД;
- неуборка листьев, снега, наледи, зарастание придомовой территории травой, иные сезонные проявления;
- неправильный расчет коммунальных платежей, непредосталвение платежных квитанций вовремя и т.д.
Как правильно написать и направить претензию в управляющую компанию
Содержание и форма претензии не регламентированы законодательно, потому она составляется в свободной форме. В ней обязательно должны быть указаны:
- наименование УК, адрес нахождения;
- Ф.И.О., адрес, контакты заявителя;
- описание обстоятельств, которые являются предметом претензии;
- обязательства УК, в отношении которых допущены нарушения, неисполненные работы, претензии к качеству;
- требования заявителя об устранении выявленных нарушений;
- перечень приложений;
- разумный срок, в течение которого заявитель намерен ждать реакции, приоритетный способ получения ответа;
- предупреждение о том, что в случае отсутствия реакции заявитель обратится в суд;
- дата, подпись.
После составления жалобы, ее необходимо подать в УК любым способом, позволяющим подтвердить факт ее подачи. Сделать это можно:
- лично, обратившись в офис УК. Потребовать от секретаря, принимающего документы, сделать отметку о дате и месте приема, а также принятых документах на копии претензии;
- почтовым отправлением с описью вложений и уведомлением о вручении;
- удаленно на адрес электронной почты УК либо через форму обратной связи на сайте УК, если такая предусмотрена. В случае электронной подачи сделайте скрин-копии, подтверждающие отправку.
Образец заявления в управляющую компанию
Ознакомиться с образцом заявления можно тут.
Сроки рассмотрения
Заявителю следует указать в тексте претензии разумные сроки, в течение которых он ждет от УК реакции и письменного ответа по сути претензии. В то же время, согласно ст. 12 Закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение должно быть рассмотрено любой организацией в 30-дневный срок с момента его регистрации.
Если в течение указанного в претензии разумного срока либо 30-дневного срока с момента регистрации ответа либо иной необходимой реакции не последовало, а нарушения как и ранее не устранены, заявителю рекомендуется обратиться в надзорные и иные правоохранительные инстанции.
Порядок действий в случае невыполнения требований, не исправления нарушений
Игнорирование претензии со стороны УК является основанием для принятия более жестких и решительных мер. Жильцы могут:
- Обратиться в Роспотребнадзор. В отношениях с УК жильцы признаются потребителями, а потому нарушение их прав признается нарушением прав потребителей, что является поводом для обращения с жалобой в Роспотребнадзор.
- Подать жалобу в районную прокуратуру. Прокуратура – общий орган надзора за соблюдением прав граждан и законодательства в целом, потому любое нарушение со стороны УК может стать предметом жалобы прокурору.
- Обратиться в местную жилинспекцию. Она может не только вынести предписание УК на устранение нарушений, но и привлечь ее к ответственности за допущенные нарушения.
Жильцы могут обратиться в суд. Пункт 3 ст. 17 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» освобождает их от уплаты госпошлины в этом случае. Жильцы могут подать иск с требованиями:
- обязать УК устранить допущенные нарушения, провести ремонт, убрать мусор, отремонтировать лифт и т.д.;
- возместить причиненные в результате нарушения убытки;
- уплатить неустойку, если она предусмотрена договором с УК;
- возместить причиненный моральный ущерб, если в результате нарушения кто-либо из жильцов понес моральные страдания. Например, если в результате неработающего на протяжении нескольких месяцев лифта инвалид-колясочник не мог обеспечить себя продуктами питания и в целом спуститься и выйти на улицу.