При возникновении задолженности по кредитам банки предпочитают не растрачивать ресурсы на взыскание и уступить права требования коллекторам. При этом права должника при взаимодействии с профессиональными взыскателями защищены Законом №230. Жалоба на коллекторов может не только вернуть диалог в конструктивное русло, но и вызвать проверку законности деятельности такой компании. В структуре органов государственной власти есть ряд инстанций, куда жаловаться на коллекторов можно как последовательно, так и одновременно.
Законы регламентирующие коллекторскую деятельность
До 2016 года компании, специализирующиеся на принуждении должников к погашению задолженности, работали без профильного законодательства. Это позволяло коллекторам самостоятельно определять рамки дозволенного в отношениях с неплательщиками. По состоянию на 2019 год сфера регулируется отдельным законом - «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Документ регламентирует:
- коммуникационные каналы между коллекторами и должником;
- способы воздействия на должника;
- время суток, когда коллекторы могут исполнять свои обязанности.
Правоотношения между заемщиком и кредитором, а также особенности процедуры передачи долга по договору цессии и права и обязанности регулируют и положения Гражданского кодекса РФ. Заемщик обязательно должен быть извещен о переходе прав требования по займу от банка к коллекторскому агентству. Уведомление может быть направлено как первоначальным кредитором, так и компанией, выкупившей долг.
До получения официальных данных о передаче долга, согласно статье 385 ГК РФ, заемщик имеет право не выполнять свои обязательства по кредиту. В документе также должны быть реквизиты нового получателя платежей. При этом условия займа - сумма задолженности, процентная ставка, ежемесячный платеж - не могут быть изменены новым кредитором.
Какие действия коллекторов считаются правомерными
Коллекторская деятельность основана на взаимодействии с плательщиком. Поэтому в первую очередь сотрудники агентств имеют право на:
- телефонные звонки;
- переписку по почте или онлайн;
- личные встречи.
Беспокоить должников коллеткоры имеют право только с 8 утра по 10 вечера по будням и с 9 до 20 в выходные дни. Полностью отказаться от контактов с коллекторами нельзя, но заемщик имеет право ограничить связь одним из коммуникационных каналов или же обязать коллекторов передавать все сведения его полномочному представителю - адвокату. Для этого на юридический адрес агентства отправляется заявление заемщика, в котором указываются:
- реквизиты договоров о займе и о цессии;
- текущая сумма кредита;
- выбранный способ взаимодействия со ссылкой на статью 4 ФЗ-230;
- дату и подпись.
Обратите внимание!
Также стоит указать в заявлении требование обращаться исключительно к заемщику или его адвокату, не затрагивая третьих лиц: родственников, соседей, коллег.
Вместе с долгом коллекторы получают стандартные права кредитора:
- требовать возврата средств, в том числе в рамках судебного разбирательства;
- начислять пеню, предусмотренную в первоначальном договоре, за просрочку платежей;
- предлагать заемщику инструменты реструктуризации долга или иные способы урегулирования проблемы.
В каких случаях нужно подавать жалобу на коллекторов
Жаловаться на коллекторов можно начинать с первой минуты общения, если сотрудник агентства не представился и не сообщил название компании, или допустил любое отклонение от норм делового общения. Также основанием для жалоб могут быть:
- Нарушение требования клиента об общении только выбранным им способом, звонки и визиты в неурочное время.
- Попытки проникновения в жилье. Зайти в квартиру коллектор имеет право только по разрешению хозяина.
- Угрозы арестовать имущество, требование предоставить доступ в помещение для описи. Такие права есть только у судебных приставов, исполняющих решение суда о взыскании.
- Попытки завладения собственностью или действия, несущие угрозу имуществу должника или третьих лиц.
- Разглашение данных о заемщике и его материальном положении третьим лицам. Коллекторам передаются все оригиналы документов по долгу, но вместе с ними переходят и обязанности по сохранению персональных данных.
- Изменение условий первоначального договора о займе - требование погасить долг досрочно, начисление не предусмотренных документом штрафов.
Куда написать жалобу на коллекторов
Выбирать инстанцию для обращения следует исходя из характера нарушения. Если речь идет о хамстве и грубости отдельных сотрудников, для начала следует обратиться к руководству агентства. Более серьезные выходы за рамки законных полномочий дают основания для обращения в:
- Роскомнадзор - обращение актуально, если коллекторы допускают нарушения в сфере хранения и использования персональных данных должника.
- Роспотребнадзор - служба контролирует качество предоставления, в том числе и услуг по кредитованию.
- Федеральную службу судебных приставов - ФССП сама специализируется на вопросах взыскания задолженности, ведет общегосударственный реестр коллекторских агентств и уполномочена контролировать деятельность таких компаний.
- Прокуратуру - ведомство уполномочено контролировать соблюдение законодательства во всех сферах социальных отношений, в том числе и в работе юрлиц всех форм собственности.
В случае, если коллекторы угрожают или применяют силу, пытаются завладеть собственностью или портят имущество должника, клиент может обратиться за защитой в полицию.
Обратите внимание!
Подавать жалобы во все указанные инстанции можно последовательно, подкрепляя каждое новое обращение заключением предыдущего ведомства, а можно одновременно.
К каждому из обращений следует приложить максимум документов, аудио, фото и видеоматериалов, подтверждающих неправомерные действия коллекторов. Если коллекторы пытались оказать давление на родных или знакомых, следует указать их данные как свидетелей.
Поможет ли суд
У должника есть право обжаловать действия коллекторов в суде. Если поведение сотрудников будет признано незаконным, компания может быть оштрафована или лишена лицензии. Но наилучшие шансы у истца в этой ситуации будут, если нарушение закона будет установлено проверками прокуратуры, ФССП. Опираясь на выводы правоохранителей или профильных надзорных ведомств, клиент может дополнительно взыскать с агентства моральный ущерб.
При этом судиться с коллекторами по поводу самого долга бесполезно. Гражданский кодекс обязывает заемщиков возвращать долги и нести полную имущественную ответственность по денежным обязательствам. Максимум, что может сделать суд, - это предложить кредитору списать начисленные штрафные санкции и заключить договор реструктуризации с должником. При этом заемщик должен подтвердить свою готовность платить по займу и обосновать весомость причин, вынудивших его просрочить платежи: потеря работы, длительная болезнь.
Образец заявлений в пять инстанций
Жалобу в любое из указанных ведомств можно оформить самостоятельно, изложив произошедшее в официально-деловом стиле, или воспользоваться образцом. Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению оно должно содержать:
- Правильное наименование подразделения, в которое подается документ.
- Фамилию, имя и адрес заявителя. Без контактных данных для направления ответа рассматриваются только сообщения о преступлениях;
- Название - жалоба, если гражданин требует восстановить его нарушенное право, и заявление, если автор информирует ведомство о происшедшем и просит проверить законность действий.
- Изложение обстоятельств, при которых были нарушены права заявителя - следует привести реквизиты кредитного договора, наименование банка, дату передачи долга коллекторами и все реквизиты коллекторского агентства. Лаконичное описание действий коллекторов, которые заявитель считает противоправными.
- Суть обращения - просьба о проведении проверки в отношении коллекторского агентства или конкретных сотрудников.
- Перечень приложений - копии документов, фото, видео и аудиоматериалы на цифровом носителе.
- Дату и подпись.
Обращение можно подавать в филиалы ФССП, прокуратуры или надзорных ведомству по месту жительства, или онлайн на официальных сайтах. Срок рассмотрения жалобы в ФССП составляет до 30 дней, в прокуратуре - до 15, если ситуация не требует сбора дополнительных данных в других ведомствах и организациях.
Если такая необходимость есть, обращение может рассматриваться до месяца, а при необходимости срок продлевается еще на месяц. О результатах проверки и принятых мерах заявитель должен быть уведомлен письменно по указанному в заявлении адресу.