Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

При возникновении   задолженности по кредитам банки  предпочитают не растрачивать ресурсы на взыскание и уступить права требования коллекторам.  При этом права должника при взаимодействии с профессиональными взыскателями  защищены Законом №230. Жалоба на коллекторов может не только вернуть диалог в конструктивное русло, но и вызвать проверку законности деятельности такой компании. В структуре органов государственной власти есть ряд инстанций, куда жаловаться на коллекторов можно как последовательно, так и одновременно. 

Законы регламентирующие коллекторскую деятельность

До 2016 года компании, специализирующиеся на принуждении должников к погашению задолженности, работали без профильного законодательства. Это позволяло коллекторам самостоятельно определять рамки дозволенного в отношениях с неплательщиками.  По состоянию на 2019 год сфера регулируется отдельным законом - «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Документ регламентирует:

  • коммуникационные каналы между коллекторами и должником;
  • способы воздействия на должника;
  • время суток, когда коллекторы могут исполнять свои обязанности.

Правоотношения между заемщиком и кредитором, а также особенности процедуры передачи долга по договору цессии и права и обязанности регулируют и положения Гражданского кодекса РФ. Заемщик обязательно должен быть извещен о переходе прав требования по займу от банка к коллекторскому агентству. Уведомление может быть направлено как первоначальным кредитором, так и компанией, выкупившей долг.

До получения официальных данных о передаче долга, согласно статье 385 ГК РФ, заемщик имеет право не выполнять свои обязательства по кредиту. В документе также должны быть реквизиты нового получателя платежей. При этом условия займа - сумма задолженности, процентная ставка, ежемесячный платеж - не могут быть изменены новым кредитором. 

Какие действия коллекторов считаются правомерными

Коллекторская деятельность основана на взаимодействии с плательщиком. Поэтому в первую очередь сотрудники агентств имеют право на:

  • телефонные звонки;
  • переписку по почте или онлайн;
  • личные встречи.

Беспокоить должников коллеткоры имеют право только с 8 утра по 10 вечера по будням и с 9 до 20 в выходные дни. Полностью отказаться от контактов с коллекторами нельзя, но заемщик имеет право ограничить связь одним из коммуникационных каналов или же обязать коллекторов передавать все сведения его полномочному представителю - адвокату. Для этого на  юридический адрес агентства отправляется заявление заемщика, в котором указываются:

  • реквизиты договоров о займе и о цессии;
  • текущая сумма кредита;
  • выбранный способ взаимодействия со ссылкой на статью 4 ФЗ-230;
  • дату и подпись.

Обратите внимание!

Также стоит указать в заявлении требование обращаться исключительно к заемщику или его адвокату, не затрагивая третьих лиц: родственников, соседей, коллег.

Вместе с долгом коллекторы получают стандартные права кредитора:

  • требовать возврата средств, в том числе в рамках судебного разбирательства;
  • начислять пеню, предусмотренную в первоначальном договоре, за просрочку платежей;
  • предлагать заемщику инструменты реструктуризации долга или иные способы урегулирования проблемы. 

В каких случаях нужно подавать жалобу на коллекторов

Жаловаться на коллекторов можно начинать с первой минуты общения, если сотрудник агентства не представился и не сообщил название компании, или допустил любое отклонение от норм делового общения. Также основанием для жалоб могут быть:

  1. Нарушение требования клиента об общении только выбранным им способом, звонки и визиты в неурочное время.
  2. Попытки проникновения в жилье. Зайти в квартиру коллектор имеет право только по разрешению хозяина.
  3. Угрозы арестовать имущество, требование предоставить доступ в помещение для описи. Такие права есть только у судебных приставов, исполняющих решение суда о взыскании.
  4. Попытки завладения собственностью или действия, несущие угрозу имуществу должника или третьих лиц.
  5. Разглашение данных о заемщике и его материальном положении третьим лицам. Коллекторам передаются все оригиналы документов по долгу, но вместе с ними переходят и обязанности по сохранению персональных данных.
  6. Изменение условий первоначального договора о займе - требование погасить долг досрочно, начисление не предусмотренных документом штрафов. 

Куда написать жалобу на коллекторов

Выбирать инстанцию для обращения следует исходя из характера нарушения. Если речь идет о хамстве и грубости отдельных сотрудников, для начала следует обратиться к руководству агентства. Более серьезные выходы за рамки законных полномочий дают основания для обращения в:

  1. Роскомнадзор - обращение актуально, если коллекторы допускают нарушения в сфере хранения и использования персональных данных должника.
  2. Роспотребнадзор - служба контролирует качество предоставления, в том числе и услуг по кредитованию.
  3. Федеральную службу судебных приставов - ФССП сама специализируется на вопросах взыскания задолженности, ведет общегосударственный реестр коллекторских агентств и уполномочена контролировать деятельность таких компаний.
  4. Прокуратуру - ведомство уполномочено контролировать соблюдение законодательства во всех сферах социальных отношений, в том числе и в работе юрлиц всех форм собственности.

В случае, если коллекторы угрожают или применяют силу, пытаются завладеть собственностью или портят имущество должника, клиент  может обратиться за защитой в полицию.

Обратите внимание!

Подавать жалобы во все указанные инстанции можно последовательно, подкрепляя каждое новое обращение заключением предыдущего ведомства, а можно одновременно.

К каждому из обращений следует приложить максимум документов, аудио, фото и видеоматериалов, подтверждающих неправомерные действия коллекторов. Если коллекторы пытались оказать давление на родных или знакомых, следует указать их данные как свидетелей.   

Поможет ли суд

У должника есть право обжаловать действия коллекторов в суде. Если поведение сотрудников будет признано незаконным, компания может быть оштрафована или лишена лицензии. Но наилучшие шансы у истца в этой ситуации будут, если нарушение закона будет установлено проверками прокуратуры, ФССП.  Опираясь на выводы правоохранителей или профильных надзорных ведомств, клиент может  дополнительно взыскать с агентства моральный ущерб.

При этом судиться с коллекторами по поводу самого долга бесполезно. Гражданский кодекс обязывает заемщиков возвращать долги и нести полную имущественную ответственность по денежным обязательствам. Максимум, что может сделать суд, - это предложить кредитору списать начисленные штрафные санкции и заключить договор реструктуризации с должником. При этом заемщик должен подтвердить свою готовность платить по займу и обосновать весомость причин, вынудивших его просрочить платежи: потеря работы, длительная болезнь. 

Образец заявлений в пять инстанций

Жалобу в любое из указанных ведомств можно оформить самостоятельно, изложив произошедшее в официально-деловом стиле, или воспользоваться образцом. Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению оно должно содержать:

  1. Правильное наименование подразделения, в которое подается документ.
  2. Фамилию, имя и адрес заявителя. Без контактных данных для направления ответа рассматриваются только сообщения о преступлениях;
  3. Название - жалоба, если гражданин требует восстановить его нарушенное право, и заявление, если автор информирует ведомство о происшедшем и просит проверить законность действий.
  4. Изложение обстоятельств, при которых были нарушены права заявителя - следует привести реквизиты кредитного договора, наименование банка, дату передачи долга коллекторами и все реквизиты коллекторского агентства. Лаконичное описание действий коллекторов, которые заявитель считает противоправными.
  5. Суть обращения - просьба о проведении проверки в отношении коллекторского агентства или конкретных сотрудников.
  6. Перечень приложений - копии документов, фото, видео и аудиоматериалы на цифровом носителе.
  7. Дату и подпись.

Обращение можно подавать в филиалы ФССП, прокуратуры или надзорных ведомству по месту жительства, или онлайн на официальных сайтах. Срок рассмотрения жалобы в ФССП составляет до 30 дней, в прокуратуре - до 15, если ситуация не требует сбора дополнительных данных в других ведомствах и организациях.

Если такая необходимость есть, обращение может рассматриваться до месяца, а при необходимости срок продлевается еще на месяц. О результатах проверки и принятых мерах заявитель должен быть уведомлен письменно по указанному в заявлении адресу.

Была ли эта статья для вас полезной?
0
0
Поделиться:
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону:
7 499 938-63-51