Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации выдает Главное управление по вопросам миграции МВД РФ. Этот документ имеет ограниченное время действия, но дает возможность ее владельцу вступать в правовые отношения с государством, реализовывать свои права и исполнять обязанности, пока оформляется новый паспорт. Как получить временное удостоверение личности?
Что принято называть временным удостоверением личности
Основной документ, который используется для идентификации личности гражданина, - паспорт. Но в ряде случаев, когда он потерян или поврежден, возникает необходимость оформить новый. Чтобы не остаться без документов, законодательством предусмотрено оформление временного удостоверения. Этот документ считается альтернативой паспорту, выдается в паспортном столе в течение 10 минут. Для этого требуется отдельная фотография заявителя.
Подобное удостоверение проходит быструю процедуру оформления. Это официальный документ. Оформляющий сотрудник обязан присвоить порядковый номер и сделать соответствующую запись в журнале регистраций.
Какие документы нужно подать для получения временного удостоверения
Согласно Положению о паспорте гражданина РФ, людям, которые впервые получают паспорт, нужно подать следующий перечень:
- заявление, составленное по форме МВД РФ № 2П;
- свидетельство о рождении;
- 2 фотографии размером 35 на 45 мм.
В случае, если удостоверение запрошено в качестве замены паспорту, тогда пакет документов будет отличаться:
- заявление;
- прежний паспорт, а если потерян - документы, подтверждающие этот факт (справка из полиции);
- замена паспорта из-за смены Ф.И.О., даты рождения или пола - нужны документы, подтверждающие, что требуется замена;
- 2 фотографии.
Как выглядит
Временное удостоверение оформляется сотрудником МВД по установленной форме. На внешней стороне указывают полное название документа с припиской "Является документом ограниченного срока действия".
С внутренней стороны указывают Ф.И.О заявителя, его порядковый номер, дату и место рождения, а также адрес проживания. Ставится личная подпись. Ниже указывают орган, выдавший документ, причину выдачи и срок действия.
Удостоверение становится действительным с момента, как будет поставлена подпись руководителя подразделения ГУМВ МВД вместе с гербовой печатью.
Для продления временного документа заполняется графа о продлении срока действия. Оригинал печатают на перфокарточной бумаге, размером 176 на 125 мм.
Куда ещё можно обратиться с просьбой об оформлении временного удостоверения
Эта функция возложена с апреля 2016 года на сотрудников ГУМВ МВД. Гражданин также может обратиться в территориальное подразделение МФЦ или воспользоваться порталом "Госуслуги". Но только, если испорченый паспорт не утерян и не украден.
Особенности получения временного удостоверения личности
Бумага выдается тем гражданам, которые ждут замены паспорта в связи с утерей или кражей. Она действительна только пока новый паспорт изготавливается.
С целью экономии времени, можно обратиться на интернет портал Госуслуг. Очередей избежать получиться, но за временным документом придется лично посетить управление миграции, поскольку идентификационный документ выдается только владельцу на руки. При этом заявление должно быть в статусе "Принято".
Временное удостоверение по сфере действия приравнивается к паспорту РФ. С этим документом гражданин может передвигаться по территории государства, осуществлять покупку билетов на наземный и воздушный транспорт. Документ действует только на территории РФ, за границу выехать с ним не удастся.
Минусом такого документа является то, что он не подтверждает регистрацию по месту жительства и по нему нельзя оформить постоянную регистрацию.
После получения паспорта удостоверение подлежит возврату в орган, который осуществил его выдачу. Но если он потеряется, наказания за это законодательством не предусмотрено.
Проблемы, которые возникают с временным удостоверением личности
Гражданам приходилось сталкиваться с отказом в выдаче временного документа, ссылаясь на то, что проверка личности занимает много времени или сотрудники требовали дополнительные документы. Эти действия считаются незаконными, ведь ни один правовой акт не дает оснований для отказа в выдаче временного документа. Подобные действия можно обжаловать у непосредственного начальника сотрудника, который сделал отказ.
Ранее граждане РФ жаловались на то, что во временном удостоверении не предусмотрено места для внесения реквизитов паспорта. Из-за этого людям приходилось сталкиваться с отказами в совершении банковских операций, при приеме на работу или при посадке на борт самолета по уже купленным билетам.
В связи с этим был отправлен запрос о внесении изменений в бланк по форме 2П. Однако Уполномоченные по правам человека в РФ решили этот вопрос несколько иначе: чтобы не вносить поправки в нормативный акт, который утверждает форму 2П, реквизиты паспорта было разрешено вносить в графу "Причины выдачи удостоверения".
Ниже рассмотрим проблемные ситуации, с которыми может столкнуться гражданин, у которого на руках временное удостоверение.
Можно ли летать по временному удостоверению
Согласно Правилам воздушной перевозки пассажиров, билет оформляется на основании документов, удостоверяющих личность. Нормативного акта, который содержал бы перечень таких документов на территории РФ, нет, но есть указ Президента РФ №597, в котором говорится, что паспорт - основной документ подтверждения личности. Основной - не значит единственный, кроме того, в Положении о паспорте сказано, что на период оформления гражданину может быть выдано временное удостоверение.
Минтранс РФ в 2004 году выступил с официальным заявлением, где подтвердил информацию о том, что временное удостоверение может подтвердить личность гражданина аналогично паспорту, а потому покупать авиабилеты и осуществлять перелеты внутри страны можно. Однако за границу полететь с таким документом не получится, даже в те страны, где достаточно внутрироссийского паспорта или действует виза. На границе государства без паспорта могут не пропустить дальше по маршруту.
В этом случае нужно использовать загранпаспорт.
Возможно ли взаимодействовать с банками через временное удостоверение
Если в банке гражданину отказали в обслуживании по причине того, что не готов паспорт, эти действия незаконны. По правилам банк должен просить не именно паспорт, а документ, который может подтвердить личность. Поэтому временное удостоверение по форме 2П отвечает этому требованию.
В подобном случае следует ссылаться на разъяснение от ФНС, которое оговорено в письме от 01.04. 2002 г. номер СА-6-05/394@ "О применении кодов видов документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", где объясняется, что паспорт - не единственный документ, который может подтвердить личность.
Можно ли устроиться на работу без паспорта
При оформлении на работу в период, когда еще не выдан новый паспорт, нужно ссылаться на ст. 65 ТК РФ. Статья говорит о том, что гражданин должен предъявить любой документ, удостоверяющий личность. Временное удостоверение входит в этот список.
Если гражданину отказали в приеме на работу по причине отсутствия паспорта, то важно потребовать отказ в трудоустройстве в письменном виде. С этим отказом гражданин сможет обратиться в контролирующие органы. В результате на организацию может быть наложен штраф.
Действия, связанные с регистрацией брака
Согласно ст. 26 СК РФ, при регистрации в ЗАГСе можно использовать паспорт или другой аналогичный документ. Но проблема может касаться того, что отметка о регистрации брака должна вносится непосредственно в паспорт. В удостоверении соответствующей графы не предусмотрено.
В паспорте содержатся штампы о предыдущих браках или разводах. В обязанность сотрудников ЗАГСа входит выяснение того, находится ли гражданин в другом браке на момент подачи заявления. Временный документ предоставить подобной информации не сможет, поэтому отказать в оформлении брака могут законно.
В законе решения проблемы не указано, а потому лучше воздержаться от заключения брака, пока новый документ не будет получен на руки.