Заявление на возврат страховки по кредиту

Страховка стала неотъемлемой частью кредитования, хотя ее стоимость иногда доходит до трети от общей суммы. Как правильно составить заявление о возврате страховки по кредиту? Есть ли бланк заявления на возврат страховки по кредиту?

Обязан ли банк возвращать страховку по закону

Договор о добровольном страховании при оформлении кредита может быть заключен отдельно со страховой компанией. Или условия страхования вписываются непосредственно в договор с финучреждением. По закону, в зависимости от вида страховки и условий договора, сумма страховой премии может быть включена в полную стоимость потребительского кредита.

Гражданский кодекс РФ, закон № 353 «О потребительском кредите» и документы Центробанка не содержат прямой обязанности страховщика вернуть выплату по страховке, даже если связанный с ней заем был погашен. Статья 958 ГК РФ устанавливает, что если договор разрывается по желанию клиента, возврат ему не положен. Если же страховка прекращает действие из-за того, что предусмотренный ей страховой случай стал невозможен, страховщик имеет право оставить себе часть полученных средств за прошедшее время действия договора.

Переплата возвращается клиенту при:

• уничтожении застрахованного имущества в обстоятельствах, не считающихся страховым случаем;
  • прекращении предпринимательской деятельности, если страховка охватывали бизнес-риски.

Единственная гарантированная возможность вернуть деньги – отказаться от страховки в первые две недели после заключения договора.

В остальном определяющими условиями возврата остаются нормы конкретного договора, подписанного сторонами

Условия обеспечения возврата средств

С 1 января 2018, после внесения изменений в указание Банка России №4500-У, у страхователей - частных лиц появилась возможность отказа от услуг страховщиков. По требованию регулятора, СК обязаны указывать в каждом договоре «период охлаждения» -  срок, в течение которого страхователь может отказаться от услуг и вернуть страховую премию или ее часть. Установленный минимум – две недели, но компания может продлить срок льготного отказа.  Если указанный период не прописан в документе, договор может быть признан недействительным.

В «период охлаждения» можно отказаться от:
  • страховки имущества, жизни и здоровья, угрозы несчастных случаев;
  • добровольного медстрахования;
  • КАСКО и ОСАГО;
  • финансового риска.

Стоит обратить внимание, что банки имеют право устанавливать разые условия выдачи кредитов, которые оформляются со страховкой и без. Это распространено при крупных займах на недвижимость или транспорт, предполагающих длительный период возврата. Отказ от добровольной страховки - это увеличение рисков для банка и повод для роста процентной ставки.

Есть несколько видов страхования, отказаться от которых нельзя даже в «период охлаждения»:

• граждане других государств не могут отказаться от медстраховки для получения патента на работу;
  • страховка для ведения специальной деятельности;
  • «Зеленая карта»;
  • медстраховка при посещении зарубежья.

Если действие страховки уже началось, то страховщик имеет право вычесть стоимость своих услуг за эти дни и другие предусмотренные договором комиссии и взносы. Остальное возвращается клиенту.

Договор разрывается в день получения от клиента отказа от страховки. Страховка не возвращается, если в разрешенный период отказа случилось предусмотренное ей ЧП и страховщик выполнил свои обязательства.

Что делать, чтобы вернуть страховку по кредитному договору

В течение «периода охлаждения», указанного в договоре, необходимо направить в компанию письменный отказ от услуг. Заявление можно подать непосредственно в офисе, или отправить заказным письмом на официальный адрес.

К заявлению необходимо приложить:

• удостоверение личности или его копию в случае почтовой доставки, если за страхователя действует представитель, необходимы также его паспорт и официальная доверенность;
  • оригинал договора о страховании;
  • квитанции о платежах по страховке.

Компания обязана в течение 10 дней после подачи отказа вернуть деньги. Если клиент хочет получить возврат по безналичному расчету, СК понадобятся банковские реквизиты. Отказ страховщика вернуть деньги можно обжаловать в Центробанке.

Как написать заявление на возврат страховки по кредиту

Единого шаблона заявления на возврат страховых средств в «период охлаждения» нет, хотя некоторые страховщики разработали собственные бланки для таких обращений. Взять формуляр можно в офисе компании. Если типового бланка в СК нет, можно составить заявление в произвольной форме.

Страховщик обязан принять обращение, если оно будет написано в официально-деловом стиле, содержать данные страхователя, сроки и реквизиты договора.

Образец заявления на возврат страховки по кредитному договору

Шансы возместить расходы на страховку есть и позже истечения «периода охлаждения». Если кредит выплачен с опережением графика, а страховка еще действительна, можно вернуть переплату по страховке, если это прямо не запрещено договором со страховщиком.

Перед тем, как хлопотать о возврате денег, необходимо запросить выписку внесенных платежей. Она поможет узнать остаток страховой премии и пригодится, если придется обращаться в органы надзора с жалобой на страховщика. В заявлении на возврат средств необходимо указать:

• реквизиты организации, с которой заключен договор и собственные данные;
  • информацию о договоре: дата, номер и его суть;
  • юридическое обоснование требований;
  • документы об оплате кредита;
  • перечень приложенных документов.

Ответить банк или страховщик обязаны в течение 10 дней. В случае отказа, письменную жалобу можно направить в вышестоящие инстанции:

• ЦБР;
  • Роспотребнадзор;
  • суд.

Если в страховом договоре не было пункта о запрете на возврата страховых средств при любых обстоятельствах, возможно надзорные органы станут на сторону истца.