Как обжаловать штраф ГИБДД

Если штраф за нарушение ПДД был назначен водителю неправомерно, он вправе его оспорить. Порядок оспаривания одинаков, но может иметь ряд особенностей, в зависимости от того, кем вынесено постановление: судом или сотрудниками ГИБДД. При этом водителю необходимо подготовить доказательную базу для оспаривания – он должен аргументировать свою невиновность. Как обжаловать штраф ГИБДД? Где можно оспорить штраф ГИБДД?

Срок обжалования

Водитель, в отношении которого сотрудниками полиции либо судом вынесено постановление об админправонарушении, вправе оспорить его в 10-дневный период. Течение данного периода начинается на следующий рабочий день, после вручения постановления со штрафом либо получения его водителем по почте.

Если указанный срок будет пропущен водителем, он может быть восстановлен по его ходатайству, если лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, сочтет причины пропуска срока уважительными. В противном случае будет вынесено определение об отклонении ходатайства).

Куда обращаться при оспаривании штрафа

Должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу на постановление, зависит от того, кем было вынесено постановление. Согласно п. 1 ст. 30.1 КоАП, жалоба может быть направлена:

• в вышестоящий суд – если штраф наложен судом;
  • в вышестоящий орган, вышестоящему чиновнику либо в районный суд по месту вынесения постановления, если штраф наложен сотрудниками ГИБДД.

Жалоба должна быть подана через то должностное лицо либо того судью, который наложил оспариваемый штраф. Он в 3-дневный срок с момента получения жалобы передает ее для рассмотрения начальнику либо в вышестоящий суд со всеми материалами по делу. Водитель вправе подать жалобу и сразу в вышестоящую инстанцию либо суд. Они не вправе отказать заявителю в рассмотрении.

В случаях, когда жалоба на штраф, наложенный сотрудниками ГИБДД, подана и руководителю подразделения, и в суд, то жалоба рассматривается только судом.

В какой суд обжаловать

Жалоба на штраф, наложенный мировым судьей, направляется в районный суд. Если постановление вынесено районным судом – в городской либо областной суд, в зависимости от подведомственности. Если штраф наложен сотрудниками ГИБДД, жалобу можно направить сразу в районный суд по месту вынесения постановления о наложении штрафа.

Порядок обжалования

При оспаривании админпостановления о наложении штрафа ГИБДД либо судом водителю рекомендуется придерживаться следующего порядка действий:

1. Изучить материалы дела, выявить нарушения материального либо процессуального характера, которые лягут в основу жалобы, подготовить доказательную базу и аргументы для суда.
  2. Определить должностное лицо либо судебный орган, который уполномочен рассматривать жалобу.
  3. Подготовить и составить жалобу, приложить к ней копию постановления и других документов, важных для разрешения дела.
  4. Подать жалобу в уполномоченный орган. Жалоба может быть подана лично, направлена заказным почтовым отправлением либо удаленно в электронной форме, если уполномоченный орган обладает соответствующим функционалом для приема таких жалоб.
  5. Дождаться дня ее рассмотрения. При необходимости явиться в ГИБДД либо суд для личного присутствия при рассмотрении. Дать должностному лицу либо судье свое объяснение по поводу наложения штрафа, привести аргументы, подтверждающие неправомерность вынесенного постановления.
  6. Дождаться результатов рассмотрения жалобы. Решение должно быть оглашено незамедлительно, как только оно выносится. Потребуйте от должностного лица незамедлительного принятия решения.

При подаче жалобы на постановление о админштрафу госпошлина не взыскивается.

Содержание жалобы

Не имеет значения, жалоба направляется руководителю ГИБДД либо в суд, единой формы для ее подачи законом не предусмотрено. При составлении жалобы рекомендуется придерживаться требований к административному иску, установленных ст. 125 КАС. В число обязательных реквизитов, которые следует отразить в жалобе, входят:

• наименование госоргана, в который направляется жалоба;
  • наименование, адрес и контактные данные заявителя, который подает жалобу;
  • название органа и фамилия должностного лица, наложившего на водителя штраф;
  • вид и размер наказания, назначенного постановлением, реквизиты и дата вынесения постановления;
  • обжалуемые обстоятельства из постановления;
  • иные нарушения процессуального и материального характера, допущенные должностным лицом при вынесении постановления;
  • положения законодательства, на которые ссылается заявитель;
  • перечень приложенных документов;
  • дата подачи, подпись и инициалы заявителя.

Образец бланка заявления (ссылка)

Доказательства

При обжаловании постановления ГИБДД водитель должен аргументировать позицию доказательствами. Перечень и формат доказательств будет индивидуальным и зависет от оснований обжалования. В  качестве доказательств водителем могут быть представлены:

• материалы админправонарушения, например, составленный с нарушениями протокол либо акт освидетельствования;
  • письменные показания понятых, свидетелей, потерпевших, иных участников дорожного происшествия;
  • фотографии расположения дорожной инфраструктуры;
  • видеозапись обстоятельств нарушения ПДД с автомобильного регистратора;
  • запись поведения и разговором сотрудников ГИБДД с мобильного телефона.

Суд либо руководитель подразделения ГИБДД не ограничены лишь теми аргументами, которые привел в жалобе заявитель. Они обязаны проверить дело на предмет законности в полной мере, в том числе и те обстоятельства, на которые не ссылался заявитель.

Решение

По результату рассмотрения жалобы суд либо должностное лицо автоинспекции выносит решение. Согласно ст. 30.7 КоАП, это может быть решение:

• об отклонении жалобы;
  • о внесение в постановление изменений, например, уменьшение размера штрафа;
  • отменяющее постановление и прекращающее рассмотрение дела, если выявлены обстоятельства, исключающие ответственность;
  • отменяющее постановление и направляющее дело на пересмотр.

Решение должно быть мотивированным, обоснованным и содержать нормы законодательства, которыми руководствовалось лицо либо суд при рассмотрении жалобы. Копия такого решения в 3-дневный срок должна быть вручена заявителю лично либо направлена по почте.