Сроки подачи заявления по ОСАГО после ДТП

Признавая автомобиль источником повышенной опасности, российское законодательство стремится максимально снизить риски для лиц, которые пострадали в результате дорожно-транспортных происшествия. На возмещение их возможного ущерба направлена система страхования ОСАГО. Особенности страхования, порядок обращения по ОСАГО,а также срок подачи заявления по ОСАГО при ДТП регулируются федеральными нормативными актами и не допускают свободу страховых компаний.

Какой срок обращения по ОСАГО в страховую компанию после ДТП

Нормативными документами, устанавливающими порядок взаимодействия страховой компании и потерпевшего по вопросам выплаты компенсации являются Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО» и Положение Банка России № 431-П «О правилах обязательного страхования ТС».

Сроки подачи документов в страховую компанию после ДТП

Нормами Федерального закона об ОСАГО установлен срок подачи заявления о выплате страхового возмещения только для случаев, когда ДТП оформляется по правилам европротокола, без участия сотрудника ГИБДД. Такой порядок возможен при одновременном соблюдении трех условий:

• в дорожно-транспортном происшествии участвует не более двух автомобилей и оба они застрахованы по ОСАГО;
  • причинен только имущественный ущерб, ущерб жизни или здоровью отсутствует;
  • у участников ДТП отсутствуют разногласия относительно вины, размера ущерба, событий ДТП.

В случае оформления европротокола срок обращения за возмещением в страховую составляет пять рабочих дней. Заявление подается одновременно с уведомлением о ДТП.

Что будет, если пропустить срок обращения

Пропуск пятидневного срока по европротоколу грозит заявителю отказом в выплате. Отказ будет выдан по формальному признаку и может быть оспорен в суде. В случае разбирательства, заявителю предстоит доказать уважительность пропуска срока: отсутствие в городе где находится страховая и невозможность туда прибыть или состояние здоровья. Если помимо срока отсутствуют основания для отказа, право на страховое возмещение может быть восстановлено.

При обычном ДТП строгие рамки не установлены, но принято определять их в те же 5 дней. Однако, решение страховой в отказе может быть обжаловано в суде.

В каком порядке выполняются выплаты по страховке

Если потерпевший намерен получить возмещение ущерба из страховых средств, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в страховую компанию. Если в ДТП пострадали только автомобили, можно рассчитывать на прямое возмещение и обратиться к своему страховщику. Такой порядок возможен только если у всех участников ДТП есть полисы ОСАГО. Если указанные условия не соблюдаются, возместить ущерб должен страховщик виновника аварии.

Данные страховой необходимо на месте происшествия узнать у виновника, предоставить их он обязан в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО.

Для принятия положительного решения о выплате страховки, страховой компании потребуется пакет документов, подтверждающих факт страхового случая и размер понесенного ущерба. Их предоставление является обязанностью потерпевшего.

После проверки документов страховая обязана перечислить сумму возмещения на предоставленные реквизиты в течение 20 дней. Необоснованное несоблюдение указанного срока влечет обязанность страховой уплатить неустойку в размере одного процента от суммы возмещения за каждый день просрочки.

В случае имущественного вреда, страховая не перечисляет сумму выгодоприобретателю, а направляет его на станцию технического обслуживание, которая произведет ремонт за счет страховой.

В каких случаях страховая компания может отказать в компенсации

Законодательно предусмотрены случаи невозмещаемого ущерба:

• к возмещению заявлен моральный ущерб потерпевшего;
  • ущерб был причинен в ходе обучения вождению другого лица;
  • если страховая установит и докажет факт умышленного причинения вреда владельцем транспортного средства другому лицу, с целью получения последним страховой выплаты.

Страховое возмещение в таких ситуациях не выплачивает обоснованно и оспаривать отказ страховой бессмысленно.

Некоторые обстоятельств, на которых страховые основывают отказы, подлежат оспариванию:

• истечение или отзыв лицензии у страховой к моменту ДТП. В таких случаях за возмещением необходимо обратиться в РСА;
  • полис виновного лица оказался поддельным — также следует обратится в РСА, а также в полицию для дальнейшего расследования;
  • подан неполный пакет документов для получения выплаты — страховая обязана возобновить рассмотрения вопроса о выплате после того, как получит недостающие документы, если она этого не делает есть основания для оспаривания такого бездействия в вышестоящие органы или в суд.

Незаконными являются следующие причины отказа страховой компании:
  • вред был причинен умышленно;
  • виновник аварии находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • за рулем застрахованного транспортного средства находилось лицо не вписанное в полис ОСАГО или не обладающее вообще правом управления автомобилем;
  • виновник скрылся с места ДТП.