Через сколько дней выплачивают страховку по ОСАГО после ДТП

Порядок страхования автогражданской ответственности владельцев автомобилей, ОСАГО, подлежит регулированию на уровне федерального законодательства. Основным нормативным актом является Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он устанавливает через сколько дней выплачивают страховку по ОСАГО и от чего зависят сроки выплаты страховки после ДТП. Срок выплаты страхового возмещения по ОСАГО, будучи нормативно установленным, обязателен для страховых компаний и пренебрежение им влечет материальную ответственность.

Страховое возмещение по ОСАГО в 2019 году

Статьей 7 Федерального закона об ОСАГО установлены предельные суммы страховых выплат. В настоящий момент они составляют:

• 500 000 рублей, если причинен вред жизни или здоровью;
  • 400 000 рублей, если причинен имущественный вред;
  • 100 000 рублей, если дорожно-транспортное происшествие, послужившее причиной ущерба, оформлялось по европротоколу — специальная норма, установленная пунктом 4 статьи 11.1 того же федерального закона.

Указанные суммы не являются гарантированными. Сумма фактической выплаты будет соответствовать реально нанесенному ущербу.

Правила получения страхового возмещения

Для того, чтобы страховое возмещение по ОСАГО было своевременно и в необходимом объеме выплачено потерпевшим необходимо с самого момента ДТП действовать в полном соответствии с предписаниями Федерального закона об ОСАГО и страховой компании виновного:

1. Выполнить все необходимые действия на месте ДТП, надлежащим образом зафиксировать произошедшее, вызвав сотрудника ГИБДД или самостоятельно, если ситуация позволяет обойтись облегченным порядком оформления ДТП европротоколом.
  2. Уведомить о случившемся страховую. Если ДТП оформлялось европротоколом, уведомление в страховую направляет и виновный, и потерпевший. Если в оформлении ДТП участвовал сотрудник ГИБДД, оповещение страховой виновным не является обязательным, но сделать это желательно,так как страховые предпочитают направить своих представителей на место событий.
  3. Подать заявление на получение страхового возмещения. Если ДТП оформлялось европротоколом, срок подачи заявления составляет не более пяти дней и его пропуск может послужить основанием для отказа в выплате;
  4. Собрать и приложить к заявлению все необходимые документы, подтверждающие факт ДТП, нанесенного ущерба и его размер;
  5. Если речь идет о возмещении вреда автомобилю потерпевшего, необходимо будет предоставить автомобиль страховой компании для экспертизы ущерба;
  6. Получить свои деньги.

В течение какого срока страхователь должен обратиться за страховым возмещением

Федеральным законом об ОСАГО предусмотрены два порядка оформления ДТП: с участием сотрудника ГИБДД и без, по процедуре европротокола.

Статья 11.1, регламентирующая порядок оформления страховой выплаты при европротоколе, предусматривает необходимость подать заявление о страховом возмещении в течение пяти рабочих дней с момента ДТП. Заявление подается одновременно с уведомлением о ДТП.

Статья 12, регламентирующая получение страховой выплаты, когда ДТП оформлялось в обычном порядке с участием сотрудника ГИБДД, не содержит аналогичной нормы, что позволяет думать, что срок обращения в таком случае ограничен только общим сроком исковой давности равной трем годам.

Срок обращения может быть регламентирован самим договором ОСАГО. Потерпевший в ДТП вправе узнать у виновного необходимую информацию по договору страхования, в том числе срок подачи требования о возмещении.

Срок страховых выплат по ОСАГО после ДТП

Пункт 21 статьи 12 Федерального закона об ОСАГО устанавливает срок рассмотрения заявления и выплаты страхового возмещения равным 20 дням с момента подачи заявления. По истечении этого периода сумма страхового возмещения должна поступить на счет потерпевшего, реквизиты которого подаются в числе документов прилагаемых к заявлению, либо потерпевшему должно быть выдано направление на станцию технического обслуживания, где его автомобиль будет починен за счет страховки.

Указанный срок является обязательным и его необоснованный пропуск чреват для страховой наложением неустойки в размере одного процента от подлежащей выплате суммы ежедневно.

Документы для получения страховых выплат

Для возмещения ущерба пострадавший должен предоставить в страховую организацию следующие документы:

• заверенную копию паспорта;
  • доверенность, если от имени потерпевшего действует представитель;
  • банковские реквизиты;
  • согласие органов опеки и попечительства, если потерпевшим является несовершеннолетний и страховая выплата будет перечислена его опекуну;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении,если ДТП оформлялось сотрудником ГИБДД.

Помимо указанного базового пакета документов необходимо предоставить документы, подтверждающие причиненный ущерб. Какие это будут конкретно бумаги, зависит от вида ущерба. Например, к таким документам относятся:

• документы медицинской организацией, куда был доставлен или обратился потерпевший с описанием полученных травм и увечий, и указанием диагноза и периода нетрудоспособности;
  • заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности;
  • справка об установлении потерпевшему инвалидности;
  • справка станции «скорой помощи» об оказанной помощи на месте ДТП;
  • справка о среднем месячном заработке, который потерпевший имел на день причинения вреда его здоровью;
  • копию свидетельства о смерти, если в результате ДТП потерпевшего погиб, данные о расходах на погребение, а также подтверждение родства заявителя и покойного;
  • заключение независимой экспертизы о размере понесенного материального ущерба.