Контролирующий орган страховых компаний
По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами. Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями - Банк России. Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.
Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями
В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.
Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:
- главой 48 Гражданского кодекса;
- законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора. Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:
- информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
- реестры субъектов рынка, страховых объединений;
- акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
- изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.
На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны.
Функции страхового надзора
Функциональные обязанности контролера рынка страхования установлены главой 4 Закона. Так, к обязанностям Центробанка относятся:
- лицензирование – проверка претендентов и выдача официальных разрешений на деятельность в отрасли;
- ведение единого реестра всех организаций, предоставляющих услуги страховки;
- мониторинг деятельности страховщиков, рассмотрение жалоб застрахованных лиц и обращений от самих страховых компаний;
- разработка рекомендаций, регуляторной документации для участников рынка;
- контроль над соблюдением профильного законодательства;
- определение тарифных ставок для отдельных видов страхования, контроль над ценовой политикой;
- назначение временного руководства в случаях банкротства страховщиков.
Страхование – значимая доля финансового сектора страны. Ключевое требование Центробанка к участникам рынка – поддержание финансовой стабильности и платежеспособности. Недопустимо положение, при котором страховщик не сможет исполнить страховые обязательства.
Как осуществляется надзор за страховой деятельностью
Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок.
Обратите внимание!
По жалобе страхователей или других участников рынка регулятор может усилить надзорные мероприятия, в том числе провести внеплановые проверки или запросить дополнительную документацию.
При выявлении нарушений со стороны страховщика, ЦБР направляет предписание на устранение, и устанавливает срок исправления. Если нарушения не исправлены, или в течение года будут выявлены повторно, контролирующий орган страховых компаний вправе:
- ввести запрет или ограничение на совершение сделок страховщиком;
- лишить лицензии, или приостановить.
Согласно статье 32.1 закона №4015-1, регулятор также устанавливает требования по квалификации и деловой репутации для руководителей и финансистов страховых компаний.
Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью
Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права.
В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:
- прокуратуру - главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
- Роспотребнадзор - защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;
- суд - обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
- антимонопольный комитет - можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
- российский союз автостраховщиков - можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».
Обратите внимание!
Статья 35 Закона позволяет страховщику оспаривать решения надзорного органа в суде.
Лицензирование и профессиональная аккредитация страховых организаций
Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:
- номере записи в едином реестре;
- уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
- названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;
- деятельности - страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
- виде предоставляемых услуг - имущественное, личное, страхование жизни и другое.
Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.
Обратите внимание!
Без лицензии осуществлять любую деятельность, связанную с услугами страхования, незаконно.
Не стоит путать государственное лицензирование с профессиональной аккредитацией страховых организаций. Последняя также называется банкострахованием - это соглашения между банками и страховыми организациями о совместной деятельности, в том числе о предоставлении страховых услуг при кредитовании.