При ДТП в чью страховую компанию обращаться

Непременным условием легального управления автомобилем является наличие у автовладельца полиса обязательного страхования автогражданской ответственности — ОСАГО. Такой законодательно установленный порядок служит защите интересов как самих автовладельцев, так и лиц, которые потенциально могут пострадать в ДТП — пешеходов и пассажиров. Помимо необходимости оформления ОСАГО, установлен порядок действий для заинтересованных лиц при столкновении со страховым случаем. В какую страховую компанию обращаться при ДТП, в чью страховую компанию обращаться после ДТП в случаях причинения ущерба?

В чью страховую компанию обращаться после ДТП

Федеральным законом № 40-ФЗ «Об авотгражданке»,  устанавливаются как случаи, когда СК, обязанной возместить ущерб выступает страховщик виновника, так и возможность взыскания страховой суммы со страховщика потерпевшего. Выбор страховой компании зависит от следующих факторов:

• статуса потерпевшего: был ли он виновным в ДТП водителем транспортного средства, пассажиром или пешеходом;
  • вида причиненного в результате ДТП ущерба;
  • и того, все ли участники события застрахованы в порядке ОСАГО.

Условия обращения в свою страховую компанию

Порядок, при котором возмещение ущерба потерпевшему в ДТП выплачивается его же страховой компанией именуется прямым возмещением убытков. Статья 14.1 Федерального закона об ОСАГО устанавливает два условия, при которых получение возмещения от своего страховщика становится возможным:

• В ДТП пострадали только автомобили, нет человеческих жертв;
  • все участники ДТП располагают действующими на момент события полисами ОСАГО.

Оба указанных условия должны соблюдаться одновременно.

Страховщик невиновного участника аварии возмещает ущерб, однако позднее может возместить свои убытки через обращение к страховщику водителя, чья вина в ДТП установлена.

Когда обращаться в компанию виновника

В страховую компанию виновника происшествия следует обращаться в случаях, когда:

• потерпевшим выступает лицо не имеющее полиса ОСАГО - пассажир или пешеход, получившие в результате имущественный ущерб или вред жизни или здоровью;
  • невиновный в ДТП водитель получил помимо имущественного ущерба еще и вред здоровью;
  • заявителем выступает родственник погибшего в дорожно-транспортном происшествии невиновного водителя.

Виновный водитель, в соответствии с правилом статьи 11 закона об ОСАГО, должен незамедлительно уведомить всех участников ДТП о том в какой компании он застрахован и предоставить данные договора ОСАГО.

Общие правила возмещения ущерба при ДТП

В результате дорожной аварии потерпевшему могут быть причинены следующие виды ущерба:

• жизни и здоровью;
  • имущественный ущерб;
  • моральный вред.

Федеральным законом об ОСАГО установлены предельные страховые выплаты: до 500 000 рублей при ущербе здоровью, и до 400 000 рублей при ущербе имуществу потерпевшего.

Страховая не возмещает моральный вред, то есть психологический урон и моральные терзания, испытанные пострадавшим в результате ДТП. Такого рода ущерб можно возместить обратившись с иском в суд. Ответчиком будет виновник аварии.

Потерпевший вправе рассчитывать не только на возмещение фактических затрат на лечение и реабилитацию после ДТП, но потерянного заработка за период, когда восстанавливая здоровье, пострадавший не мог работать. В имущественный ущерб также включается не только фактически пострадавшая собственность потерпевшего, но и понесенные им убытки.

Если в результате наезда автомобиля на пешехода, последний получил ушиб, порвал джинсы и опоздал на работу, страховому возмещению подлежат: медицинское обслуживание, стоимость джинс, правда не новых, а старых (страховая будет оценивать имеющийся износ), и заработок, который потерпевший мог бы получить за то время, когда он отсутствовал на работе из-за ДТП.

Моральный ущерб из-за сильного испуга потерпевший может взыскать только напрямую с виновника.

В случае смерти потерпевшего, родственникам выплачивается полная сумма страхового возмещения — 500 000 рублей, из расчета 475 000 — сама компенсация и 25 000 — возмещение расходов на погребение.

Сроки обращения в страховую компанию при ДТП

Заявить о своем намерении возместить ущерб за счет страховки, если ДТП было оформлено по европротоколу, необходимо не позднее пяти дней с момента ДТП.

Срок подачи заявления, если ДТП оформлялось в общем порядке, законодательно не установлен. Хотя ряд специалистов склонны распространять норму, касающуюся европротокола на все случаи, отказ страховой в выплате по основанию пропуска пятидневного срока можно оспорить в судебном порядке.

В течение 20 дней с момента обращения потерпевшего за страховой выплатой, страховая компания обязана произвести выплату по реквизитам, приложенным к заявлению. Если речь идет об ущербе, причиненном автомобилю, после технического осмотра, в тот же срок страховая выдает потерпевшему направление на станцию технического обслуживания, где надлежит произвести ремонт пострадавшего транспортного средства.